Преимущества просветных экранов
авт. Анна Вяземцева
Сегодня визуализация информации необходима постоянно и повсеместно: это самый простой, удобный и к тому же красивый способ представить объект. Причем цель такой демонстрации может быть любая – от продвижения бренда до показа фильма, клипа или произведения видео-арта.
Просветный экран VISIO, размером 2х3 метра, в холле кинотеатра.
Темп жизни в сегодняшнем мире высок, и человек все меньше обращает внимания на текст и даже на изображения, демонстрируемые на жидкокристаллических и плазменных мониторах, на щитах наружной рекламы, и повсеместно распространенные в городе на стенах и крышах домов. Современность требует большего, чем привычный телевизор, а именно создания нового нематериального пространства, которое могло бы с максимальной точностью воспроизвести реальное. Необходимо представить изображение так, чтобы оно не воспринималось с точки зрения банального теле-видеоопыта, но привлекало к себе своей непривычной естественностью. Более того, чем ближе изображаемое соответствует реальному в цвете, а главное – в размере, тем сильнее эффект, тем сильнее вовлеченность зрителя в происходящее на экране.
Просветный экран VISIO, размером 2,6х1,5 метра, в конференц-зале энергетической компании, г.Москва.
Если поставлена задача максимально эффектной демонстрации изображения – выбор должен пасть на широкоформатный жесткий контрастный экран обратной проекции. Такой экран сделан из высокотехнологичного акрилового стекла, соответственно – легкий, с идеально ровной глянцевой или матовой поверхностью, устойчивый к повреждениям и мобильный. Качество изображения ничуть не уступает плазменным или ж/к мониторам и практически не зависит от интенсивности внешнего освещения (исключение составляет только вариант размещения экрана под открытым небом в солнечный день). Диагональ проекционного экрана может достигать 130 дюймов. Для демонстрации изображения требуется воспроизводящее устройство (компьютер, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель), видеопроектор и система крепежей для экрана, легкая, мобильная, простая в сборке. Проектор, во-первых, может находиться за экраном и выводить изображение непосредственно на плоскость, во-вторых, будучи размещенным в специальной системе крепежей, проецировать информацию на особое зеркало, направляющее луч в экран. Второй вариант сокращает необходимое расстояние от стены до проекционного экрана до менее 1 м. И еще – одно из самых важных в наше время преимуществ, комментарии к которому излишни – отсутствие вредного излучения. Сфера применения таких экранов чрезвычайно широка: диспетчерские центры, выставки и презентации, архитектурно-конструкторские бюро, офисы и домашние кинотеатры, etc., etc.
Существует два основных вида проекционных экранов – высококонтрастные (матовые) и прозрачные, они по-разному представляют изображение, и использование их преследует совершенно разные цели. Первые – матовые – обладают такими спектральными характеристиками, которые обеспечивают точную передачу цвета и выполняют задачу, чтобы цвет, проецируемый проектором, соответствовал цвету, который видит зритель. Прозрачные же служат для создания эффекта изображения, повисшего в воздухе, или соотнесения картинки с каким-либо объектом перед или за экраном. Каждый из видов экранов обратной проекции дает возможность нового подхода к визуальному представлению объекта. О чем ниже.
Все давно уже привыкли и к огромным экранам на улицах города, рекламирующим какую-либо продукцию, и к экранам в концертных залах, демонстрирующим лицо артиста для зрителей на галерке, и к экранам на телешоу, «через которые» устанавливается связь с весьма и не очень отдаленными точками нашей планеты. Такого рода системы чаще всего стационарны, потребляют немалое количество электроэнергии, хрупки и просто-напросто дороги. Однако широкоформатную демонстрацию можно устроить в любом месте, где есть электророзетка, и без астрономических материальных трат, если использовать жесткий контрастный экран обратной проекции. Его легко доставить на место, установить, а для начала демонстрации необходимо только включить в розетку и настроить проигрыватель и видеопроектор. Проекционный экран, размещенный в витрине магазина с целью продвижения бренда и представляющий специально созданный для этого видеоролик, произведет гораздо большее впечатление, чем манекены и даже голографические изображения: закон человеческой психологии – если на улице в окне горит свет, человек обязательно туда заглянет, а если там происходит какое-то действие, то еще остановится и задумается. Продукты с полок супермаркета могут круглосуточно падать в корзинку проецируемого покупателя, на девушках – исчезать и вновь появляться мегапиксельные платья, а живительный напиток наливаться в бокал из парящей в воздухе бутылки. Никакой черной магии, только высокие технологии и высококачественное воспроизведение! Такого рода демонстрации преследуют не только художественные цели, но и меркантильные (материальные) интересы: во-первых, новая, необычная реклама привлекает больше покупателей, во-вторых, магазин может окупать аренду продвижением брэнда, размещая в нерабочее время на экране в своей витрине рекламу, например, всемирно известной газированной воды.
Практически незаменимым является широкоформатный жесткий контрастный экран обратной проекции на выставках и презентациях. Экран, как уже было сказано, мобилен, следовательно, может быть установлен в любом выставочном зале. Он дает возможность наиболее адекватно представить экспонат без его материального присутствия. Это не только экономит место в выставочном помещении, но и позволяет поместить экспонат в реальную среду, для которой он предназначается: диван или светильник в интерьере, дом в ландшафте, шуба – на даме, автомобиль – в гараже. Тем более что изображение может быть воспроизведено в масштабе 1:1 – размер проекционного экрана позволяет. Объекты могут меняться в заданном пространстве, представляя многочисленные варианты комбинаций, открывая неограниченные возможности для выбора. Если добавить сенсорную интерактивную рамку, то процесс поиска будет полностью подвластен зрителю. Экран становится и здесь своего рода окном, куда зритель может посмотреть, но уже как в собственное.
Экран обратной проекции является предметом первой необходимости для демонстрации изображения большой аудитории. Лекция с использованием видеоматериала может проходить в светлом помещении без потери качества картинки, что неизбежно при проекции на стену или экраны прямой проекции. Более того, поскольку проектор находится за экраном, полностью исключается возникновение тени от находящегося перед экраном человека. Восприятие материала улучшается при полном отсутствии вреда для зрения и неудобств для докладчика, который в светлой аудитории всегда может заглянуть в свой текст.
Архитекторы постоянно сталкиваются с проблемой необходимости демонстрации материала в бóльшем масштабе, чем позволяет экран рабочего монитора. Чертежных досок уже никто не использует, однако потребность в подобии материального изображения объекта не иссякла. Проекционный экран может использоваться для представления заказчику объекта, например, интерьера его будущей квартиры или офиса, где будет видно все, вплоть до мельчайших деталей и фактуры материалов при максимальном цветовом соответствии. В то же время экран облегчит жизнь архитектору и/или дизайнеру: работа с укрупненным изображением и возможность перемены фокуса зрения с монитора на широкоформатный экран сохранит один из важнейших инструментов специалиста – его зрение.
И почему бы не установить экран обратной проекции дома? Для адекватного восприятия изображения не требуется слишком большого отхода от экрана. Конструкцию, фиксирующую экран и проектор, можно оформить как дополнительный шкаф или кладовую, таким образом, функционально использовать пространство. Проекционный экран не служит альтернативой любимому телевизору (кому нужен ведущий популярного телешоу или герой сериала, воспроизведенный на плоскости с диагональю в 130 дюймов, хотя…). Экран+ видеопроектор+аудиосистема создают не просто эффект присутствия в кинотеатре, но, за счет опять же высококачественного изображения, атмосферу полного погружения в действие фильма или компьютерной игры. Экран обратной проекции может быть установлен и в загородном доме, куда жильцы наведываются время от времени. Когда отсутствует необходимость использования, он может быть убран за шкаф или при помощи специальной конструкции подвешен к потолку: проектор можно привозить и увозить, а экран без него не имеет видимой, извините за каламбур, ценности.
В интерьере проекционный экран – не просто приспособление для воспроизведения информации, но и эффектный компонент оформления пространства. Конструктивная форма системы крепежей и возможность использования для ее изготовления любого материала позволит создать объект, отвечающий последним тенденциям в дизайне. Проектор может быть скрыт или демонстративно выставлен на показ, привнося элемент технической эстетики. Экран может стать дополнительной перегородкой и перманентно, благодаря отсутствию вредного излучения, отображать какой-либо кинетический объект или произведение видеоискусства, таким образом, стать «живой картиной», «окном в Париж» или в любое другое место на планете. Видео-арт в настоящее время – одно из самых современных и приоритетных направлений в европейском изобразительном искусстве, а кинохудожники уже производят фильмы-пейзажи, например пробуждение природы на рассвете в разных живописных точках земного шара. Таким образом, становится возможным в условиях современного города полностью реализовать идею «мой дом – моя крепость», в которой вид из окна будет не на серую новостройку или проезжую часть, а на набережную Колиура, тосканские холмы или вулкан Попокатепетль.
Итак, будущее демонстрационных технологий – за широкоформатным жестким контрастным экраном обратной проекции. При совершенствовании цифрового изображения и проекторов непременно будет возрастать и качество проекции на экране. Если раньше (причем, совсем недавно) в компьютерной картинке зритель видел лишь пиксели, которые заставляли его домысливать исходные объекты, то теперь, с наступлением эры high-definition signal, становится возможным максимально приблизить визуальную информацию, передаваемую цифровыми носителями к реальности материального мира. Проекционный экран из акрилового стекла абсолютно адекватно воспроизводит информацию, передаваемую проектором, не производит вредного излучения, он легкий, устойчивый к повреждениям, мобильный, недорогой. Конечно, его нельзя свернуть в трубочку и понести с собой под мышкой на презентацию или в офис, но он может быть наделен эстетическими качествами и при грамотной интеграции становится выразительным объектом в современном интерьере.